Как найти альтернативу импортным запчастям для действующего оборудования?

В условиях ограничения импорта в Российскую Федерацию технологий и оборудования, вызванного введением недружественных по отношению к России странами санкций, в затруднительном положении оказались прежде всего высокотехнологичные отрасли отечественной промышленности. По некоторым оценкам, на данный момент число санкций, введенных против России после начала спецоперации, уже превышает 8 тыс. и их количество продолжает расти. В связи с этим число направлений, требующих выпуска российской продукции, увеличилось в разы. На первый план вышла необходимость скорейшего перехода от полностью рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета, переориентации на внутреннего производителя и поиск собственных современных решений в различных областях науки и техники.

Сейчас проблема отсутствия запчастей для действующего оборудования стоит остро во многих критических отраслях таких, как автомобильная, нефтегазовая, авиационная, машиностроительная промышленность и т. д.

Наибольшее санкционное давление на Российскую экономику оказывают страны коллективного Запада. Так, например, США и Великобритания ввели запрет на экспорт в Россию технологий и оборудования для нефтегазодобычи. ЕС ввел запрет на экспорт технологий двойного назначения, СПГ технологий и технологий нефтепереработки. Кроме того, даже при отсутствии прямых указаний правительств происходит введение т. н. «самосанкций» со стороны отдельных компаний.

В середине марта 2022 г. такие «самосанкции», например, ввели сразу три флагмана нефтесервисного рынка: компания Halliburton сообщила о сворачивании своей деятельности в России, компании Schlumberger и Baker Hughes — о приостановке новых инвестиций. Данные компании не только поставляли в Россию оборудование, но и оказывали широкий спектр услуг — сервисное обслуживание, ремонт и т. д. Также Baker Hughes в последние годы трансформировалась в многопрофильную корпорацию, помимо традиционных нефтесервис- ных услуг занимающуюся поставками турбин, цифровыми, климатическими и аналитическими решениями [1].

Долгое время российские компании нефтегазовой отрасли предпочитали покупать готовые решения из-за рубежа, и это не прошло бесследно. Яркий тому пример — резкое сокращение добычи нефти на проекте «Сахалин-1» после того, как американская компания ExxonMobil отозвала своих специалистов. Ограничения поставок оборудования для «Ямала-СПГ» также резко ударили по проекту, поскольку доля иностранного оборудования на предприятии крайне велика.

В результате санкций Россия лишается не только импортных запчастей, но также технологий и зарубежных специалистов, которые могли бы осуществлять пуско-наладку и обслуживание поставляемого оборудования и машин.

Подобная проблема существует и в других отраслях. Так, авиационная отрасль, равно как и двигателестроение, всегда являлись драйверами российской экономики, и в силу своей высокотехнологичности и наукоемкости они создавали большой синергетический эффект. Компетенции авиационной промышленности можно использовать во многих других смежных секторах экономики для создания на их базе конкурентоспособной на мировом рынке продукции. С другой стороны, сегодня доля российской авиационной продукции, гражданской и военной, на мировом рынке составляет не более 1 %. На фоне украинского кризиса в марте прошлого года компании Airbus и Boeing прекратили поддержку российской авиационной промышленности — были приостановлены поставка запчастей, техническое обслуживание и техническая поддержка самолетов в России.

Понятно, что процесс импортозамещения — это долгосрочный процесс, и результаты, достигнутые на данный момент, недостаточны. По сути, в этом направлении делаются лишь первые шаги: пассажирский самолет SSJ-100 и планируемый в ближайшем будущем к выпуску МС-21. Но, несмотря на то, что спроектированные самолеты производятся в России, часть важных комплектующих до недавнего времени поставлялась из-за рубежа. Следовательно, отечественные авиастроители подвержены серьезным рискам. Шасси для текущей версии SSJ-100 разработаны и поставляются французской компанией Safran Landing Systems (SLS), а первая опытная партия отечественных шасси появится не раньше 2023 г. Нынешние самолеты SSJ-100 используют также следующие зарубежные подсистемы: вспомогательную силовую установку от Honeywell, гидравлическую систему от Parker Aerospace, колеса от Michelin, тормоза от Goodrich, электрооборудование от Hamilton Sundstrand и т. д.

Таким образом, Россия лишается не только импортных запчастей, но также технологий и зарубежных специалистов, которые могли бы осуществлять пуско-наладку и обслуживание поставляемого оборудования и машин.

Шасси для текущей версии SSJ-100 разработаны и поставляются французской компанией Safran Landing Systems (SLS). Первая опытная партия отечественных шасси появится не раньше 2023 г.
Шасси для текущей версии SSJ-100 разработаны и поставляются французской компанией Safran Landing Systems (SLS). Первая опытная партия отечественных шасси появится не раньше 2023 г.

Динамика импорта товаров в РФ

По данным Центробанка, во II квартале 2022 г. стоимостный объем импорта товаров и услуг в Россию сократился на 22 % в годовом выражении [2Х. Уже весной 2022 г. поставки из стран Европейского союза в РФ электроники, спецтехники и автозапчастей упали кратно, а продажа отдельных товаров прекратилась [4].

Свое исследование провел Центр импорта промышленных товаров Reserve Isource, который в июле 2022 г. организовал для представителей крупнейших промышленных компаний России конференцию по им- портозамещению. 70 % участников конференции сказали, что на данный момент им удалось заменить аналогами не более 20 % импортного оборудования и материалов. Аналитики маркетплейса Reserve Isource сообщили, что более 60 % запросов были связаны именно с поставкой запчастей, 20 % — с закупкой оборудования для производства [5].

Пути решения проблем

С прекращением поставок запасных деталей для действующего оборудования российские компаниями оказались перед выбором: пытаться обойти запреты с помощью параллельного импорта либо налаживать собственное производство необходимых деталей. Есть еще третий вариант — смена импортного поставщика на поставщика из дружественной страны, т. е. поиск аналогов на доступных рынках.

По своей сути параллельный импорт — это ввоз в страну товаров с определенным товарным знаком без разрешения правообладателя этого товарного знака. С юридической точки зрения легальность данного процесса достаточно сомнительна, и до недавнего времени осуществление параллельного импорта жестко преследовалось законодательством РФ и влекло за собой как гражданско-правовую, так и административно-правовую ответственность. Согласно статье 1487 Гражданского кодекса РФ, товар мог ввозиться на территорию России только непосредственно самим правообладателем или с его согласия.

Однако 29 марта 2022 года в ответ на массированный удар санкциями по экономике страны для отдельных групп товаров правительство Российской Федерации легализовало параллельный импорт в России, приняв Постановление № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы».

23 апреля 2022 г. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утвердило перечень разрешенных к параллельному импорту товаров и торговых марок. В их число вошла автомобильная продукция компаний Tesla, Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, Bentley, Cadillac, Chevrolet, Dodge, Hummer, Rover, General Motors, Freightliner, Peterbilt, Kenworth, Mack. Кроме того, запчасти Cummins, Deutz, Hyundai, Nissan, Volkswagen, Toyota, Volvo, Scania, шины Continental, Michelin, Goodyear, Bridge- stone, электронные компоненты, бытовая электроника Electrolux, Miele, Dyson, Apple, Samsung, Nokia, Sony, Siemens, Hewlett-Packard, Huawei, Lenovo — всего более 50 групп товаров, включая оборудование и механические устройства.

На фоне кризиса в марте прошлого года компании Airbus и Boeing прекратили поддержку российской авиационной промышленности — были приостановлены поставка запчастей, техническое обслуживание и техническая поддержка самолетов в России.

Сейчас наблюдается ежемесячный рост объема параллельного импорта в размере 12 %. Это хороший показатель, который говорит о том, что бизнес смог адаптироваться к изменившимся условиям: образовать новые логистические цепочки, наладить сотрудничество со странами ЕАЭС. Ведь промышленное производство напрямую зависит от оборудования и запчастей, импорт которых на данный момент существенно сокращен. Такая продукция, хотя и в меньших объемах, поступает из Южной Кореи, Турции, Китая, что несколько снижает риски для отечественных производителей.

Однако для внутренних производителей, которые могли надеяться на расширение бизнеса в условиях низкой конкуренции и освободившихся ниш и рынков сбыта, увеличение параллельного импорта — это не самая позитивная новость. И с точки зрения планов по импортозамещению параллельный импорт опять все больше затягивает этот процесс. Если российский бизнес будет ориентироваться только на параллельный импорт, произойдет замена одной зависимости на другую. Да, в качестве первоочередной меры поддержки, в условиях дефицита товаров он оказался крайне эффективен. Но следует помнить, что это лишь временная антикризисная мера, а не универсальный метод спасения экономики. Необходимо развивать собственное производство и создавать отечественные аналоги импортной продукции. Только в таком случае мы сможем увидеть динамику экономического развития страны [6].

С прекращением поставок запасных деталей для действующего оборудования российские компаниями оказались перед выбором: пытаться обойти запреты с помощью параллельного импорта либо налаживать собственное производство необходимых деталей. Есть и третий вариант — смена импортного поставщика на поставщика из дружественной страны, т. е. поиск аналогов на доступных рынках.

Также к механизму параллельного импорта все еще остается очень много юридических вопросов. Ведь разрешив параллельный импорт, государство, по сути, дало добро на «юридический контрафакт». К тому же, надо понимать, что партии таких поставок вначале будут небольшие, а цепочки поставок обрастут новыми звеньями, отчего товары резко вырастут в цене.

Курс на импортозамещение декларируется в России с 2014 г. И хотя прошло уже 8 лет, процесс идет не так быстро и гладко, как хотелось бы. В своем выступлении на Национальном нефтегазовом форуме директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Олег Перцовский отметил, что даже в тех продуктах, которые всегда считались российскими, зачастую есть небольшие с точки зрения себестоимости, но крайне важные зарубежные компоненты [7].

Так поменялось ли что-то глобально с начала объявления курса на импортозамещение? По данным Минпромторга, за период с 2014 по 2021 гг. доля российской продукции на внутреннем рынке увеличилась в среднем на 23 %, наибольший эффект программа «Импортозамещение» оказала именно на машиностроительный сектор. По плану министерства, к 2024 г. в большинстве обрабатывающих отраслей промышленности доля отечественной продукции должна превысить 70 % [8].

Одним из примеров успешного импортозамещения в отечественной промышленности является опыт компании «Ростелеком», которая по многим позициям уже перешла на российскую продукцию. Среди недавних новостей компании – запуск на промышленной площадке рудника «Многовершинное» в Хабаровском крае беспроводной сети Wi-Fi с использованием точек доступа российского производства. Импортное оборудование, которое ранее обеспечивало беспроводной интернет, были заменены на аналоги от компании ЭЛТЕКС [10].

19 декабря 2022 г. в Москве открылся большой завод автокомпонентов, построенный «Альфа Автоматив Техноложиз», на котором может производиться до 12 млн единиц продукции в год. В основном это штамповочное производство, необходимое для комплектации, сборки автомашин не только в Москве, но и практически на всех заводах страны. Завод использует только российское сырье и производит кузовные детали для легковых автомобилей и коммерческого транспорта, поставляет их на автосборочные предприятия в России и за рубежом. Инвестиции в реализацию проекта составили порядка 3 млрд рублей. Для его поддержки правительство Москвы предоставило инвестору льготы, субсидии и кредиты на общую сумму 293,9 млн рублей [9].

Моделирование процесса термической обработки колец игольчатых карданных подшипников с учетом процесса теплообмена и диффузии: распределение углерода (%) в кольце и относительное распределение твердости по объему кольца. Расчеты выполнены инженерами АО «МЦД» (г. Москва).
Моделирование процесса термической обработки колец игольчатых карданных подшипников с учетом процесса теплообмена и диффузии: распределение углерода (%) в кольце и относительное распределение твердости по объему кольца. Расчеты выполнены инженерами АО «МЦД» (г. Москва).

Реверс-инжиниринг

Один из вариантов реализации импортозамещения и решения проблемы с выходящими из строя импортными запчастями — выполнить обратное проектирование нужной детали. Иными словами, взять имеющуюся деталь, снять с нее размеры, определить материал, покрытие, термообработку, выпустить чертеж и изготовить.

Реверс-инжиниринг или разработка копии (клона) зарубежного товара обладает рядом преимуществ по сравнению с параллельным импортом. В первую очередь, это снижение зависимости от санкций и возможность выпускать большие партии продукции.

Несмотря на то, что запросов от компаний на реверс-инжиниринг становится все больше, пока этот механизм развит недостаточно. Затраты на обратную разработку экономически целесообразны только в случае выпуска большой партии товара. Теоретически, проблему можно было бы решить путем консолидации производителей, но в реальности на данный момент никакой консолидации не наблюдается. Второй сценарий, при котором затраты на реверс-инжиниринг окупаются — это выход из строя компонента на крупномасштабном производстве, что приводит к остановке целого завода и приносит компании ежедневные многомиллионные убытки. В данном случае расходы на реверс-инжиниринг отдельной детали или узла оборудования более чем оправданы.

В целом, метод обратного проектирования применим для любой сферы промышленности и широко используется в машиностроительной, аэрокосмической, судостроительной и других областях производства. Но процесс «копирования» оригинальной детали не так прост, как кажется. В первую очередь, для того, чтобы воссоздать точную геометрию детали, нужно точно определить ее размеры. Но даже если у нас на руках есть исходная деталь, часто невозможно определить изначальные размеры детали с учетом износа элементов и узлов машин и механизмов. Кроме того, нужно проставить допуски, т. е. показать производителю, в какой интервал размеров он должен попасть при изготовлении.
Современный метод обмера деталей — 3D-сканирование. Оно бывает контактным (с использованием КИМ) и бесконтактным (с помощью лазеров и других оптических устройств). Сканирование представляет собой регистрацию координат точек вдоль поверхности объекта. Каждая точка имеет координаты x, y и z, определяющие местоположение точки в трехмерном пространстве. Система сканирования фиксирует координаты сотен или даже тысяч таких точек в зависимости от характеристик объекта и типа системы. На основе получаемого облака точек строится поверхностная или твердотельная модель объекта (САПР-модель).

На следующем этапе обратного инжиниринга детали необходимо определить твердость и химический состав материалов и покрытий. При помощи спектрометра производится определение состава химических элементов и их массовой доли в процентах; твердость материалов определяется методом неразрушающего контроля. В отдельных случаях при помощи оптического или электронного микроскопов проводят исследования микроструктуры (микростроения) металлов и сплавов. Микроанализ позволяет определить размеры и форму кристаллов, наличие различных по своей форме кристаллов, их распределение и относительные объемные количества, форму инородных включений и микропустот и др. Величина зерна поликристаллических материалов является одной из важных характеристик структуры и определяет большинство физико-механических свойств материалов.

Также надо учитывать, что в любом сложном механизме или оборудовании всегда присутствуют детали, которые подвергались термической обработке для придания им необходимых свойств: твердости, прочности, износостойкости, упругости, снятия внутренних напряжений и улучшения обрабатываемости. Процессы термической обработки конструкционных материалов связаны с аллотропными превращениями (полиморфизмом), а также с изменением химического состава материала изделия. В зависимости от способа нагрева и глубины прогрева аллотропные превращения происходят по всему сечению или только в поверхностных слоях обрабатываемых деталей. Изменение химического состава в поверхностных слоях обрабатываемых деталей сопровождается их упрочнением или изменением других свойств. Не обладая знаниями и компетенциями в этой области, во многих случаях невозможно перейти на следующий этап реверс-инжиниринга — разработку рабочей конструкторской документации для постановки на мелкосерийное или серийное производство детали.

Диск сцепления, изготовленный с использованием технологии 3D-печати. Пример того, насколько сложные (или простые) детали можно изготавливать самостоятельно, не прибегая к услугам поставщиков.
Диск сцепления, изготовленный с использованием технологии 3D-печати. Пример того, насколько сложные (или простые) детали можно изготавливать самостоятельно, не прибегая к услугам поставщиков.

Изготовление деталей с нуля

Говоря о реверс-инжиниринге, чаще всего подразумевают «аддитивное производство» — печать детали на 3D-принтере. Традиционные технологии производства — это субтрактивные технологии, при которых материал заготовки убирается шаг за шагом, например, с помощью токарных, фрезерных станков или лазерной резки. Технологии аддитивного производства, также известные как 3D-печать, позволяют создавать заготовки за счет наращивания материала. Аддитивное производство — это полностью управляемый данными процесс производства твердых объектов, при котором детали создаются послойно на основе разделенных на слои моделей CAD. Среди доступных технологий: экструзия материалов, полимеризация в ванне, плавление порошкового слоя, струйная обработка материалов, струйная печать связующим веществом и сплавление металлических порошков.

С помощью этих передовых технологий уже сегодня можно производить не только запасные части для автомобилей (в том числе и импортных), но и сложные высокотехнологичные изделия, такие как лопатки турбин или горелки газовых турбин. Так, в октябре прошлого года Центр аддитивных технологий (ЦАТ) госкорпорации «Ростех» получил от Минпромторга России лицензию на серийное производство изделий для гражданских авиалайнеров, вертолетов и двигателей. К настоящему моменту ЦАТ освоил производство более 400 видов различных деталей. «РусАТ» — дочерняя компания Росатом и отраслевой интегратор по направлению «Аддитивные технологии» — развивает две технологии аддитивной печати — послойного плавления металлического порошка и прямого металлического наплавления. Также в «РусАТ» разработана линейка 3D-принтеров с разными объемами построения и способными работать с двумя порошками одновременно при изготовлении одной детали.

Наибольший спрос на аддитивные технологии наблюдается сегодня в авиационной и космической промышленности и в ВПК. Но в последние годы спрос активнее растет и в других отраслях, в частности, в нефтехимической.

Аддитивное производство предлагает уникальные преимущества — более гибкие, эффективные и экономичные способы создания прототипов и конкретных изделий. Однако для раскрытия прорывного потенциала аддитивного производства необходима организация беспрепятственного сотрудничества и интеграции между проектировщиками, производителями и поставщиками аддитивных технологий.

Параллельный импорт — это ввоз в страну товаров с определенным товарным знаком без разрешения правообладателя этого товарного знака. С юридической точки зрения легальность данного процесса достаточно сомнительна, и до недавнего времени осуществление параллельного импорта жестко преследовалось законодательством РФ.

Также важно отметить, что по мере роста популярности аддитивного производства проблемы с надежностью, приводящие к поломке деталей, будут сохраняться. Один сбой во время печати из-за внутренних напряжений или тепловой деформации может стоить компании десятки и сотни тысяч рублей, вкладываемых в разработку изделия, может задержать доставку деталей заказчику и даже разрушить детали дорогостоящего 3D-принтера. Чтобы оптимизировать геометрию деталей заказчика, сократить количество сбоев во время печати и сократить время разработки детали или изделия, инженеры используют специальное программное обеспечение, позволяющее предсказать коробление детали и возникающие напряжения, а также разработать оптимальные опорные конструкции для компенсации деформаций. Благодаря компьютерному моделированию процесса 3D-печати проектирование сложных конструкций осуществляется в среднем на 20 %, а простых — на 50 % быстрее.

Заключение

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что необходимо вести речь не просто о процессе импортозамещения, а об организации управления замещением импортных товаров на основе системного подхода. Периодически в СМИ декларируется импортозамещение на уровне 90 и более процентов по разным направлениям и компаниям, но при этом никто не задается вопросом, как, собственно, это посчитано.

Сегодня большинство высокотехнологичных изделий в мире, будь то самолет или автомобиль, собираются из комплектующих, которые производят конкурирующие предприятия во всех частях света. Именно это и обеспечивает высокую скорость разработки таких продуктов и их низкую себестоимость. То, что происходит сейчас в России с параллельным импортом и хаотичным импортозамещением запасных частей — это вынужденная мера, не подчиняющаяся какой-либо четкой стратегии. Параллельный импорт — это эффективная мера, смягчающая удар по экономике страны, но она временная. Копирование и воспроизведение необходимых промышленности импортных запчастей средствами реверс-инжиниринга подходит далеко не всем и этот подход применим не ко всем видам деталей.

В настоящий момент требуется проактивная подготовка к действующим и новым санкционным мерам со стороны недружественных стран для минимизации потерь в экономике. Можно предложить следующие универсальные меры, позволяющие организовать данный процесс:

  1. Усовершенствование механизмов государственного софинансирования и льготного кредитования применительно к компаниям, занимающихся разработкой инновационной продукции (оборудования), не имеющей аналогов в России и являющейся критически важной для отечественной промышленности.
  2. Привлечение кредитных и инвестиционных организаций для софи- нансирования проектов по разработке и производству подобных товаров путем использования механизмов частно-государственного партнерства.
  3. Введение льготного режима для ввоза в Россию высокотехнологичных и инвестиционных товаров из дружественных стран и разработка механизмов стимулирования.
  4. Разработка отечественной цифровой платформы для консолидации и мониторинга научно-технического и технологического потенциала России по самым разным направлениям и отраслям промышленности.
  5. Международная кооперация с дружественными и надежными экономическими партнерами — странами ЕАЭС и БРИКС.

Необходимо отметить, что вышеперечисленные меры и предложения не являются исчерпывающими и требуют детальной проработки и обоснований.

Библиографический список:

  1. Чижевский А. Halliburton, Schlumberger и Baker Hughes обозначили позиции по поводу работы в России. Neftegaz. RU [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz. ru/news/ companies/730647-halliburton-schlumberger-i- baker-hughes-oboznachili-pozitsii-po-povodu- raboty-v-rossii/ (дата обращения: 22.12.2022).
  2. Банк России. Платежный баланс Российской Федерации. Информационно-аналитический комментарий. № 1-2 (11) [Элек-тронный ресурс]. URL: https://www. cbr. ru/ Collection/Collection/File/42199/Balance_of_ Payments_2022-1-2_11. pdf (дата обращения: 22.12.2022).
  3. Банк России. Доклад о денежно-кредитной политике. [Электронный ресурс]. URL: http://www. cbr. ru/collection/collection/ file/40972/2022_02_ddcp. pdf (дата обращения: 22.12.2022).
  4. Известия. В России во II квартале импорт сократился почти на четверть. [Электронный ресурс]. URL: https://iz. ru/1370449/2022-07-26/v-rossii-vo-vtorom- kvartale-import-sokratilsia-pochti-na-chetvert (дата обращения: 22.12.2022).
  5. Клад на складе: лидеры ТЭК обсудили, как превратить запасы в ресурсы. Isource. [Электронный ресурс]. URL: https://www. isource. ru/news/klad-na-sklade-lidery-tek- obsudili-kak-prevratit-zapasy-v-resursy. html (дата обращения: 22.12.2022).
  6. Морозов А. Объем параллельного импорта с каждым месяцем увеличивается. Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: Объем параллельного импорта с каждым месяцем увеличивается — Российская газета (rg. ru) (дата обращения: 22.12.2022).
  7. Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: проблемы и перспективы. Dprom. online [Электронный ресурс]. URL: https:// dprom. online/oilngas/importozameshhenie- neftegaz-perspektivy/ (дата обращения: 22.12.2022).
  8. Михайлова Е. Импортозамеще- ние в медицине: что может предложить промышленность в Подмосковье. Риамо. [Электронный ресурс]. URL: https://riamo. ru/article/548875/importozameschenie- v-meditsine-chto-mozhet-predlozhit- promyshlennost-v-podmoskove-xl (дата обращения: 22.12.2022).
  9. В Москве открыли завод по производству кузовных деталей автомобилей. ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass. ru/ekonomika/16628895? utm_ source=yxnews&utm_medium=mobile (дата обращения: 22.12.2022).
  10. Импортозамещение в деле: «Ростелеком» переводит «Многовершинное» на отечественное оборудование связи. Ростелеком [Электронный ресурс]. URL: https://www. company. rt. ru/press/news_fill/d465219/ (дата обращения: 21.12.2022).
  11. Китай проводит стресс-тест экономики на случай санкций. Вести. ru [Электронный ресурс]. URL: https://www. vesti. ru/finance/ article/2724683. (дата обращения: 22.12.2022).
Первоисточник: журнал «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием», №5 2023