Роль инженерного контура нового поколения и генеративного проектирования в развитии современной отечественной промышленности
Описывается методика создания единого инженерного контура, позволяющего объединить все этапы жизненного цикла продукта. Показано, что комплексное использование средств управления расчетными данными и CAE-моделирования, PLM-систем, а также технологий генеративного проектирования позволяет повысить качество инженерной деятельности на современных предприятиях.
С. А. Бутяга
АО «Моделирование и цифровые двойники»
Предпосылки создания нового инженерного контура
Одной из важных задач, стоящих сегодня практически перед любым отечественным предприятием, является устранение культурного разрыва между конструкторами и расчетчиками. Эта проблема существует достаточно давно и заключается в отсутствии взаимодействия между конструкторами, ответственными за выпуск необходимой документации для производства, и расчетчиками, отвечающими за то, что изделие работает правильно и соответствует требованиям.
Причиной проблемы является то, что конструкторы и расчетчики не работают параллельно. Хотя формально те, кто занимаются расчетами, относятся к сфере конструкторского дела, специфика стоящих перед ними задач требует от них применения собственных методов и подходов, существенно отличающихся от работы конструкторов. Например, конструктор за один день может придумать несколько вариантов технического решения, то есть предложить разные способы его реализации. Расчетчик, в свою очередь, не заинтересован в получении такого числа вариантов, поскольку на проведение расчетов для каждого из них требуется достаточно много времени. Кроме того, зачастую при разработке документации конструкторы неоднократно переделывают ее на концептуальной или детальной стадии проектирования, т.е. процесс у них «плавающий». В этом случае расчетчикам приходится каждый раз проводить расчеты заново. Существенную роль здесь играет и финансовый аспект — если конструкторы получают деньги за объем сданной документации на завод, то расчетчики получают их за время, потраченное на расчет. Поэтому им невыгодно за один день считать несколько вариантов конструкции, тем более что ни один из этих вариантов может не дойти до эксплуатации.
Для решения этих проблем необходимо создать новый инженерный контур, то есть по новому поставить работу с PLM-системами предприятия (Product Lifecycle Management). Сегодня такие системы существуют на большинстве предприятий и позволяют пересылать на производство всю конструкторскую документацию для технологической подготовки. Однако в процессе выпуска конструкторской документации не предусмотрено участие расчетчиков. Взаимодействие с ними происходит отдельно, и все, что им доступно — это собственные инструменты для решения задач, такие как ЛОГОС, CAE Fidesys или их зарубежные аналоги. Следовательно, для того, чтобы решить перечисленные задачи, необходимо ввести такую систему управления, которая помогла бы организовать параллельную работу расчетчиков и конструкторов. Эта идея легла в основу подхода SPDM (Simulation Process and Data Management) «МЦД Объединяет», позволяющей выстроить полноценную информационную расчетную логику на предприятии.
Ключевые элементы SPDM-скелетная и базовая конфигурации
Специалисты компании АО «Моделирование и цифровые двойники» (АО «МЦД»), разработавшие этот подход, разделили поток информации и процесс работы над изделием на несколько контрольных понятий или, иными словами, на ключевые информационные элементы:
- общую скелетную конфигурацию по всем расчетам для изделия;
- экспертную конфигурацию;
- расчетную конфигурацию, являющуюся базовым набором для расчетчика.
Изначально в PLM-системах этих элементов не было, поскольку они были созданы для конструкторов и технологов, а не для расчетчиков. Концепция АО «МЦД» позволяет дополнить систему и изменить подход к делу.
Ключевым элементом управления является скелетная конфигурация — это список всех расчетов, которые нужно выполнить по изделию. Хотя он известен на любом предприятии, как правило, он неполный — в нем около 80% необходимых расчетов. В скелетную конфигурацию сразу вносятся все расчеты, которые нужно провести. Это позволит проконтролировать количество выполненных расчетов при передаче конструкторской документации и последующем обращении к ней во время конструкторского сопровождения изделия.
Далее в иерархии управления следует экспертная конфигурация — она разработана для главного расчетчика на предприятии, отвечающего за выполнение необходимых производственных задач. С помощью экспертной конфигурации в PLM он может контролировать работу своих подчиненных и убедиться, что все расчеты, требуемые для изделия, выполнены, либо в том, что по ним выполняются необходимые действия.
Руководители расчетного отдела смогут с помощью экспертной конфигурации видеть, какие расчеты уже проведены, а для каких расчетов не хватает информации потому, что для них, например, не пришла необходимая конструкторская документация, или нет данных испытаний по материалам и т.д. При этом работа расчетчиков не будет зависеть от наличия конструкторской документации, поскольку они сами смогут добавлять аналогичную геометрию и проводить расчет вне зависимости от конструкторских изменений. Предприятие может разрабатывать отсутствующую методику расчета самостоятельно либо закупать ее, если она является нехарактерной для его деятельности.
Преимущества такого подхода будут выражены в увеличении эффективности управления расчетами, повышении скорости принятия решений и итоговой точности расчетов. Кроме того, информацию, однажды заложенную в PLM-систему, можно будет при необходимости использовать повторно и не проводить расчет заново, обеспечивая полный контроль над проведенными расчетами, обозначенными в скелетной конфигурации как управляемые элементы.
Концепция «МЦД Объединяет» позволит решить еще одну распространенную проблему, связанную с потерей расчетной школы, например, если главный расчетчик уходит с предприятия. Внедрение нового процесса гарантирует, что экспертные знания останутся на предприятии, и расчетчикам не придется задаваться вопросом, как выполнить ту или иную задачу — например, считать ли двигатель внутреннего сгорания с обвесом всех внешних агрегатов, нужно ли учитывать вес заправленного автомобиля при расчете прочности подшипника левого колеса и т.д. Экспертная конфигурация позволит сохранить расчетную школу.
Актуальная информация для управления инженерным контуром
Для замыкания инженерного контура необходимо обеспечить управление информацией и предоставить расчетчикам необходимые данные в PLM-системе. При этом важно понять, что программы CAE, в которых они работают, существенно отличаются от программ для конструкторов (САПР) и по методике, и по смыслу. Следовательно, при интеграции информации необходимо учитывать понятия, которые важны именно для расчетчиков.
Подход «МЦД Объединяет» вводит в практику предприятия такое информационное понятие, как поток расчетных работ. Существует множество однотипных потоков расчетных работ— например, по прочности, электромагнетизму и т. д. Специалисты АО «МЦД» взяли за основу хорошо известную концепцию рабочих пакетов (work packages) и трансформировали ее в расчетные пакеты, тем самым позволяя удовлетворять требованиям именно руководителя расчетного отдела. В расчетные пакеты будут добавляться расчетные потоки, давая возможность добавить для каждого потока необходимую информацию. Такой подход позволяет главному расчетчику при работе со скелетной расчетной конфигурацией видеть все расчеты, которые нужно провести для изделия, а также все необходимые проверки (валидации), которые расчеты должны будет пройти. А расчетный отдел может использовать эту информацию при работе со своими экспертными конфигурациями. Это даст возможность создать необходимые расчетчикам конфигурации в PLM, создавая «расчетные потоки» в иерархической структуре изделия и позволяя управлять всеми расчетами, тем самым расширяя возможности существующих PLM-систем.
Расчетные пакеты позволяют избежать ситуации, при которой выполняемые расчеты выполнены «не по той» конструкторской документации. Расчетчики несут ответственность за то, чтобы у них была готова методика расчета любого созданного изделия, а также за расчетные пакеты, которые они обязаны выполнить к заданному сроку сдачи конструкторской документации. По этой причине они, например, видя, что срок, предоставленный для расчетного проекта, сдвигается, имеют стимул искать наиболее подходящий вариант геометрии из существующих конструкторских моделей. Сейчас на предприятиях вся ответственность за сданную конструкторскую документацию лежит на конструкторах, которые обязаны выпустить документацию и должны сами определять, будет ли вариант готового изделия работать правильно. SPDM «МЦД Объединяет» кардинально меняет такой подход с точки зрения мотивации. Предприятие получит возможность не только сократить влияние человеческого фактора на скорость процессов, но и организовать труд по-другому, а также обеспечить параллельную и эффективную работу сотрудников предприятия с разным функциями. Расчетчики будут получать дополнительную информацию в пакетах расчетных работ и смогут четко понимать стоящие перед ними задачи, а также оценивать собственные возможности и потенциальные выгоды от каждого выполненного расчетного проекта.
При этом важно учитывать аспекты, связанные с синхронизацией информации, поскольку и модели, и сами требования, могут меняться в процессе работы. Зачастую на отечественных предприятиях отсутствуют процессы управления требованиями, а также специалисты, ответственные за разработку правил по выполнению требований и за их распространение. Считается, что это находится в зоне ответственности конструкторов, несмотря на то, что в инженерных контурах управление требованиями должны соблюдать расчетчики. Этот процесс требует изменений. Для этого в SPDM «МЦД Объединяет» предусмотрены автоматические расчетные цепочки. Они позволяют выполнять работу в любое время, автоматически получать информацию с серверов, в том числе благодаря искусственному интеллекту.
Автоматические расчетные цепочки
В организации процесса, рассмотренного выше, важную роль играет информационная логика, то есть то, как будут организованы фактические потоки расчетных работ и какая информация в них будет использоваться. В этом помогает скрип- тование или, другими словами, автоматические расчетные цепочки (автоматический запуск расчетных пакетов). Эти инструменты предназначены для рядовых расчетчиков. Традиционно они работают с двумя понятиями — расчетной конфигурацией, состоящей из CAD-моделей, и созданными из них конечно-элементными моделями, также необходимыми для проверки работы изделия. Так, при создании двигателя внутреннего сгорания расчетчику нужно знать, например, какие обороты будут у двигателя, или какое давление будет возникать в цилиндрах, какая температура или циркуляция будет у охлаждающей жидкости и так далее. Расчетчики называют это функциональными связями. Для них важно понимать системную логику в поведении изделия — например, то, что весь механизм из шатунов, поршней и коленвала работает из-за инерции, но не может работать без поведенческой связи со смазкой или теплоотведением. А функцию последних должны выполнять еще две системы — система смазки и система охлаждения, которые тоже имеют свои функциональные связи с другими элементами двигателя и т. д.
Для понимания расчетчиками этих взаимосвязей необходим базовый набор информации об инерции, скорости вращения, расхода масла, теплоносителя и др. Этот базовый набор расчетчик сможет получать из специальной таблицы , так называемой функциональной спецификации, которая, как правило, уже существует на предприятии. Обычно она формируется исходя из требований и при условии, что на предприятии существует управление требованиями. Например, есть требование для того, чтобы автомобиль разгонялся за 7 с. Из требования формируется функциональная спецификация, в которой указано, что для этого должен быть установлен определенный кривошипный шатунный механизм и определенная турбина, поскольку именно они сформируют поведенческие связи друг с другом. Но поскольку сегодня на предприятиях редко используется управление требованиями, есть необходимость формально добавить такую функциональную спецификацию заранее. Информация, которая находится в таком базовом наборе, специфична для расчетчиков, поскольку только они сами понимают, какая информация им понадобится для расчета — иначе он не будет выполнен. Базовый набор данных является еще одной информационной сущностью «МЦД Объединяет», разрабатывается индивидуально под каждое предприятие и позволяет обеспечить расчетчиков полным набором необходимой информации, который потом сохраняется в PLM.
Отметим, что в рамках одной отрасли требования к изготовлению изделий могут пересекаться, поскольку предприятия, как правило, понимают логику взаимосвязи и функций. Однако, как правило, эта информация практически не оформлена и существует преимущественно в виде знаний главных расчетчиков. Их нужно оформить явно, проводя работу с теми, кто отвечает за расчеты, чтобы им было выгодно делиться этой информацией, оформлять и постоянно ее развивать. Этого можно достичь благодаря работе с информационным потоком. SPDM «МЦД Объединяет» даст сотрудникам предприятия возможность взаимодействовать друг с другом через информационную систему, которая поможет им работать вместе и в то же время обяжет передавать необходимую для работы подчиненных информацию, обеспечивая более эффективное взаимодействие между людьми.
Искусственный интеллект для проведения расчетов
Искусственный интеллект играет роль «экспертного расчетчика» в автоматизированных цепочках расчета. Он работает с так называемыми «логами» (текстовыми файлами, хранящими информацию о проводимых в приложениях расчетах) и в самих расчетных цепочках.
Как правило, расчетная программа (приложение CAE) пишет все в текстовый лог. Искусственный интеллект занимается его анализом и может проанализировать 10 одновременных расчетов, например, коленвала с разными типами подшипников. Это позволяет отслеживать ход расчетов и, изучая определенные физические параметры, ясно видеть, какое конструкторское решение будет работать правильно, а какое является ошибочным. Искусственный интеллект является самообучающейся сущностью. Если она видит и анализирует, например, результаты десятков расчетов, то через достаточно короткое время она сможет определить, что в этих расчетах было правильно, а что нет, и сообщит об этом. С каждым подобным обучение технология становится умнее — ее можно сравнить с сотрудником, который переходит на другое предприятие, набравшись опыта на предыдущем и научившись быстрее справляться с работой.
Искусственный интеллект в качестве инструмента для представлени знаний и принятия решений в рамках расчетов можно использовать для сокращения человеческого труда. Например, главному конструктору не нужно видеть 10 вариантов расчета одной головки блока цилиндров, достаточно понимать, какие варианты не подходят, а какие могут оказаться рабочими. Искусственный интеллект с самого начала изучит все расчеты и отсеет неподходящие версии, работая «на заднем плане». Еще одним важным преимуществом технологии является возможность исследовать связи в логах из разных областей физики: прочности, электромагнетизма, гидрогазодинамики и т.д. Обучившись, ИИ может оценивать различные характеристики из неограниченного числа физических областей, будь то напряжение, тепловые деформации или динамические характеристики, а также предложить оптимальное решение.
Выводы
В статье продемонстрированы ключевые аспекты, необходимые для формирования нового подхода к взаимодействию сотрудников на предприятии — управление расчетами, работа со специфичной информацией и необходимость оформления расчетных пакетов. Все эти элементы играют важную роль для расчетного отдела. SPDM «МЦД Объединяет» позволяет обеспечить цифровые функциональные роли экспертов, через которых протекает особая информация. Информация управляется через скелетную и экспертную конфигурацию на уровне руководства, главного конструктора и главного расчетчика. Таким образом, можно устранить влияние человеческого фактора на расчетный процесс на предприятии, сохранить экспертные знания и существенно повысить качество проводимых расчетов. Примеры реального внедрения подобных систем АО МЦД показывают:
- снижение времени расчетных обоснований и проектирования до 30%;
- рост производительности расчетчиков до 15%;
- снижение производственных затрат за счет верифицированного выбора решений (материалы, технология);
- возможность быстрой адаптации проектных решений при изменении требований и внешних условий эксплуатации.
Уникальные мнемосхемы для мгновенного поиска неисправного оборудования на заводе «ТЯЖМАШ»
Компания «Деснол», разработчик и интегратор решений экосистемы 1С:ТОИР, завершила проект создания единой информационной среды с помощью EAM-системы 1С:ТОИР КОРП на заводе «ТЯЖМАШ», одном из крупнейших предприятий тяжелого машиностроения России. Особенностью проекта стала разработка графических элементов (мнемосхем), позволяющих быстро реагировать на неисправность объектов ремонта в различных цехах, а также видеть с помощью виджетов состояние конкретного объекта ремонта, наличие дефекта или простоя.
Завод «ТЯЖМАШ» — предприятие с 80-летней историей, специализирующееся на производстве оборудования для энергетики, металлургии и космической отрасли. Завод работает в режиме 24/7. В структуре компании за процессы технического обслуживания и ремонта (ТОиР) оборудования отвечают служба главного механика (СГМ) и отдел главного энергетика (ОГЭ), которые обслуживают свыше 2,5 тыс. единиц оборудования. Критичными для производства являются металлообрабатывающие станки, крановое и энергетическое оборудование. До 90% ремонтов выполняются силами предприятия, а подрядчики привлекаются только для узкоспециализированных или гарантийных работ.
Большой парк оборудования, а также необходимость качественного планирования ресурсов, создания прозрачной системы учета, хранения исторических данных и взаимодействия между двумя службами, осуществляющими большую часть ремонтных работ, привели к вопросу формирования единой централизованной системы управления процессами ТОиР с помощью EAM-решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП».
До старта проекта СГМ использовала систему автоматизированного проектирования технологических процессов. В ней находилась база оборудования, велись планирование и учет ремонтов, но при этом отсутствовали прозрачная аналитика и детализация затрат по товарно-материальным ценностям (ТМЦ), необходимым для проведения ремонтных работ. Данные ОГЭ по учету оборудования и ремонтам хранились в Excel и на бумажных носителях, по показателям эксплуатации оборудования — в АСУТП.
Решение компании «Деснол», российского центра практической экспертизы по цифровой трансформации ТОиР, позволило объединить в единой среде всю информацию об оборудовании и проводимых ремонтах. Для сотрудников ремонтных служб созданы специальные виджеты, которые наглядно демонстрируют состояние конкретного объекта ремонта, даты ближайших ремонтов, наличие дефекта и показателей работы оборудования (давление и температура масла). Для доступа к соответствующим данным разработаны графические схемы цехов (мнемосхемы), на которых операторы видят исправность объектов ремонта и могут быстро найти необходимую информацию по каждому отдельному оборудованию, выбрав объект на мнемосхеме.
Проект создания единой информационной среды для всех ремонтных подразделений компании «ТЯЖМАШ» занял 9 мес. и включал несколько этапов: подготовку данных для запуска системы, проектирование и обследование бизнес-процессов, адаптацию системы под требования заказчика, интеграцию с существующими решениями, очное обучение 30 сотрудников предприятия и опытно-промышленную эксплуатацию. 1С:ТОИР КОРП интегрирован с АИС Диспетчер, АСУ ТП MasterSCADA и базой данных, которая содержит информацию из систем САПР ТП, «Склад 2008», «Управление кадровым учетом» и «Управление закупками». Такая связка позволила автоматизировать передачу в 1С:ТОИР КОРП справочников и документов, данных о контролируемых показателях и состоянии оборудования, кадрах, номенклатуре, поступлении и списании ТМЦ.
Таким образом была реализована комплексная автоматизация ключевых процессов управления ТОиР. EAM-решение помогло обеспечить централизованный учет более 8,7 тыс. объектов ремонта, включая производственное, энергетическое и подъемно-транспортное оборудование. В системе содержатся 734 технологические операции и 101 техническая карта. Особое внимание уделено блоку планирования ремонтов: совместный с Деснолом проект позволил формировать базу нормативов, содержащую данные о потребностях в ТМЦ, годовые и месячные графики планово-предупредительных ремонтов.
Сотрудники предприятия могут видеть фактический расход и списание ТМЦ, анализировать и корректировать затраты, а также устанавливать минимальные остатки ТМЦ для оперативного пополнения складских запасов и своевременного проведения ремонтных работ. Также в систему введен документ «Бережное обслуживание», который позволяет получить комплексную оценку технического состояния оборудования предприятия. Ведется учет межцеховых расходов, статистика по простоям и рецидивным дефектам. В перспективе заказчик планирует масштабировать систему на другие подразделения и разработать интеграцию с 1GERP для дальнейшего повышения эффективности управления производственными процессами.
Ранее для фиксации простоев необходимо было готовить три бумажных документа. Время на подготовку таких документов было сопоставимо со временем ремонтных работ по простою продолжительностью четыре часа. Бумажных документов не стало — высвободилось время на осуществление непосредственно ремонтных работ. Внедрение 1С:ТОИР КОРП стало важным шагом в цифровизации процессов ТОиР. Система не только автоматизировала рутинные операции, но и предоставила инструменты для анализа, что важно в принятии управленческих решений. Особенно ценна интеграция с существующими на предприятии системами, которая позволила избежать дублирования данных и повысить эффективность работы службы главного механика и отдела главного энергетика.






