О проекте
- Оценка прочности контайнмента АЭС «Ханхикиви-1» при действии аварийных нагрузок выше проектных
- АО «Атомпроект»
- Оборудование АЭС
Оценка прочности контайнмента АЭС «Ханхикиви-1» при действии аварийных нагрузок выше проектных
АО «Атомпроект» – ведущее предприятие госкорпорации «Росатом», осуществляющее комплексное проектирование объектов ядерной энергетики, научные исследования и разработку новых энерготехнологий ядерной отрасли.
Компания проектирует атомные электростанции со всеми типами реакторов, разделительные и радиохимические производства и осуществляет проектное сопровождение объектов использования атомной энергии на всех этапах жизненного цикла.
АО «Атомпроект» является генеральным проектировщиком АЭС «Ханхикиви-1» – одноблочной атомной электростанции в Финляндии с реактором ВВЭР-1200. Для оценки прочности контайнмента АЭС «Ханхикиви-1» при действии аварийных нагрузок выше проектных компания «Атомпроект» обратилась к специалистам «МЦД».
Анализ прочности защитной оболочки под действием аварийных нагрузок выше проектных разрабатывался в рамках документации, необходимой для получения лицензии на строительство и удовлетворения требованиям руководства по ядерной безопасности. В результате проведённого анализа было определено значение избыточного внутреннего давления, при котором конструкция теряет свою несущую способность. Данные, полученные в результате этого анализа, далее использовались заказчиком для анализа безопасности и вероятностной оценки риска при тяжёлой аварии на АЭС.
Защитная оболочка является элементом здания реактора, представляющим собой сооружение цилиндрической формы с полусферическим куполом. Назначение внутренней оболочки – не допустить выброс радиоактивных материалов во внешнюю среду в случае максимальной проектной аварии, ограничить выбросы в случае запроектных аварий, а также оградить оборудование и внутренние конструкции здания реактора от возможных внешних воздействий.
Система преднапряжения защитной оболочки (СПЗО) предназначена для обжатия внутренней оболочки здания реактора с целью компенсации растягивающих усилий, возникающих при действии внутреннего избыточного давления в случае аварии. Таким образом, обеспечивается прочность и трещиностойкость железобетонных сечений оболочки при малых процентах армирования железобетона.
Учтенные при проектировании потери предварительного напряжения обеспечивают функционирование преднапряженной конструкции в течение расчетного срока эксплуатации без замены пучков и их дополнительной подтяжки.
При расчетах рассматривались как функциональный (потеря герметичности облицовки), так и структурный (потеря несущей способности конструкции) отказ элементов конструкции.
Оценка прочности контайнмента осуществлялась с использованием метода конечных элементов в программном пакете Ansys Mechanical. С его помощью было выполнено моделирование пучков СПЗО, арматуры, материала бетона и материала стали.
В ходе анализа рассматривались и сравнивались результаты расчетов по двум сценариям нагружения:
- Сценарий 1: постоянные нагрузки (собственный вес конструкции, преднапряжение оболочки) с последующим приложением избыточного внутреннего давления;
- Сценарий 2: постоянные нагрузки (собственный вес конструкции, преднапряжение оболочки) с последующим приложением избыточного внутреннего давления и учётом аварийных температур, действующих на оболочку.
Моделирование сил преднапряжения в оболочке выполнялось следующим образом: для каждого пучка было определено распределение сил преднапряжения с учетом потерь. Вычисления проводились для начала и конца срока службы станции. В начале срока службы в бетоне реализуются наибольшие сжимающие напряжения, конец срока службы наиболее опасен для аварийного воздействия с повышением давления, так как силы обжатия уменьшаются.
Была выполнена приближённая аналитическая оценка моментов отказа элементов контайнмента. Расчёт проводился в предположении об упругой деформации всех элементов конструкции и не учитывал нелинейные свойства материалов.
Согласно приближённой аналитической оценке, учитывающей только упругие деформации, было рассчитано значение избыточного внутреннего давления, при котором конструкция теряет свою несущую способность.
На основании результатов расчёта был сделан вывод, что потеря герметичности и несущей способности оболочки (без учёта аварийных температурных нагрузок) наступает при давлениях, значительно превышающих проектное избыточное давление. Рассчитана величина избыточного внутреннего давления, при котором происходит полная потеря жёсткости сечения и трещинообразование во всей конструкции, а также определен коэффициент запаса.
Определено, что при учёте аварийных температур потеря герметичности и несущей способности оболочки наступает при давлениях, значительно превышающих проектное избыточное давление. Для данного случая также была рассчитана величина избыточного внутреннего давления, при котором происходит полная потеря жёсткости сечения и трещинообразование во всей конструкции, и определен коэффициент запаса.
В рамках вероятностного анализа безопасности на основании расчёта были построены кривые повреждаемости контайнмента. Данные кривые стали основой для дальнейшего определения условной вероятности отказа контайнмента.
Есть подобная задача? Звони!
+7 (495) 644-06-08
info@digitaltwin.ru
Пн-Пт 9:00 – 18:00
Другие проекты по теме
Отправить сообщение
Свяжитесь с нами
+7 (495) 644-06-08
info@digitaltwin.ru
Пн-Пт 9:00 – 18:00